|
ИСТОРИЯ БИСЕРА
История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. До сих пор никто в точности не знает, когда и где было впервые получено стекло. Существует легенда, согласно которой первыми открыли секрет его изготовления финикийцы. В легенде говорится о том, что финикийские купцы, плавая, оказались в Сирии. Однажды они высадились на берегах и, решив приготовить себе еду на огне, стали искать большие камни, чтобы поставить на них горшок. Не найдя ничего, купцы использовали для этой цели крупные куски селитры (соединение натрии) из груза корабля. От сильного жара селитра расплавилась, соединилась с речным песком и потекла струёй жидкого стекла. Так или как-то по-другому было изобретено стекло, но достоверно известно, что финикийские торговцы продавали изделия из него во всех средиземноморских странах.
По другой версии родиной стекла был Древний Египет. Стеклянные бусы, амулеты, посуду находят в гробницах, которые относятся к 4 веку до нашей эры. Добавляя в стекломассу кобальт, медь, марганец, египтяне получали стекло голубого, зелёного и пурпурного цветов. Очень модными были бусы, изготовленные из такого стекла. Носили их и мужчины и женщины, чаще с одеждой белого цвета. Дома египтянки одежды не носили, а украшали себя ожерельями из цветных бусин.
Именно с Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», что означает «фальшивый жемчуг». Когда Египет был завоёван римлянами, производство стекла и бисера распространилось и в Римской империи, а после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в её восточную часть, в Византию.
После взятия Константинополя турецкими войсками, Византия перестала существовать. Часть мастеров переселилась в другие государства.
В 1221 году все стеклодельные мастерские, во избежание пожаров, были перенесены на остров Мурано. Мастера-стекольщики, жившие здесь, с одной стороны пользовались большими привилегиями, с другой – под страхом смертной казни и конфискации имущества им запрещалось выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было бы узнать секреты его изготовления. Так Венецианская республика охраняла свою монополию на производства стекла. Венеция снабжала бисером страны Европы, Азии, Африки, а после открытия Америки стала и здесь его главным поставщиком.
Венецианским бисером мастера всего мира украшали сумочки, чехольчики, подушечки, шкатулки, оплетали им сосуды. Его широко использовали в отделке народных костюмов. Светскую одежду в то время украшали жемчугом, бисер и стеклярус использовали мало. Большой популярностью блестящие бисеринки пользовались у туземцев. Они меняли на него золото и пряности.
В 18 веке мощную конкуренцию Венеции составили стеклоделы Богемии (Северная Чехия). Они открыли свою технологию изготовления стекла, которое получило название «лесное стекло». Вместо соды стеклоделы использовали поташ, древнюю золу. Стекло получалось тугоплавким, работать с ним было труднее, но зато оно обладало великолепными оптическими свойствами, твёрдостью, легче поддавалось обработке и шлифованию.
В результате конкуренции между Венецией и Чехией бисерное производство совершенствовалось, и бисер становился всё более разнообразным – менялся его размер и цвет. Появился металлический бисер: медный, позолоченный, стальной.
Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в 19 веке. В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке городского костюма и его дополнений – сумочек, косынок, шарфов. В 1880 году известные парижские фирмы включают чёрный бисер и стеклярус в оформление женских туалетов из чёрных и тёмных тканей. В следующем десятилетие такая отделка распространилась на другие виды одежды, использовалась при создании наиболее изысканных туалетов мастерскими многих стран. При этом для украшения городского костюма брали бисер и стеклярус в тон ткани – гранатовый по гранатовому, серый по серому, обыгрывая блеск стекла. В отделке других туалетов участвовали бисер и стеклярус разных цветов, а также из «молочного» стекла, имитирующий жемчуг.
Стеклярус и бисер считали незаменимыми материалами для отделки траурных платьев. По старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота в первый год траура. Вот что пишет по этому поводу известный французский литератор Г. Перов в своей книге «Искусство одеваться»: «Стеклярус – единственная допустимая модой отделка полутраурных костюмов. Стеклярус в виде бус, смешанных со стальным бисером, составляет красивую отделку шляп и пелерин, образуя настоящий дождь тёмного огня».
При украшении современной одежды известные модельеры активно используют бисер, стеклярус и бусины. В нарядах с такой отделкой с удовольствием ходят модницы наших дней.
ПОСМОТРЕТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ ИЗ РАЗДЕЛА "РУКОДЕЛИЕ"
|
|